Мораторий на банкротство. Круг, который не получил утопающий.

Мораторий на банкротство — инструмент, который должен был дать необходимые пострадавшим в текущей ситуации отраслям время и возможности для восстановления деятельности. Время пострадавшие отрасли получили, а вместо возможностей — ограничения в деятельности, которые вряд ли помогут восстановить платежеспособность и бизнес-процессы. В итоге, закон, который должен был стать «продолжниковым», стал не «продолжниковым» и не «прокредиторским», он просто стал.

С учетом всех событий и проблем, связанных с распространением коронавируса, в качестве одной из мер поддержки бизнеса, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был дополнен статьей 9.1. под названием «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве». Всего одна статья в измученный и проблемами с дольщиками, и проблемами с физическими лицами закон, а сколько смысла.

Давайте попробуем разобраться.

1. Что же такое «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве»?

Суть самого института проста — Правительство Р Ф наделяется правом ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, который устанавливается самим Правительством Р Ф. Круг лиц, в отношении которых вводится мораторий, также определяется Правительством Р Ф.

Делаем первый вывод: мораторий не касается заявлений должника о собственном банкротстве.

Интересны причины, по которым можем вводиться подобный мораторий: для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах). При прочтении данных причин, указанных законодателем, нужно понимать, что эпидемия пройдет, так или иначе, да и не представлена она в перечне причин, а вот право ввести мораторий у Правительства Р Ф останется.

Основной эффект действия моратория тоже понятен — в период действия моратория кредиторы будут лишены возможности возбудить дело о банкротстве должника.

Описывая общую идею моратория, стоит отметить, что Российская Федерация — не единственная страна, которая использовала подобный механизм поддержки бизнеса. Примером также является Германия, правда, там соответствующий закон называется «Закон о временной приостановке обязанности по подаче заявления о собственном банкротстве и ограничении ответственности органов управления в случае банкротства, вызванного пандемией CОVID-19». Сразу из названия чувствуется иной вектор внимания законодателя, хотя это уже предмет другой дискуссии.

2. Последствия введения моратория.

1) Основное последствие — заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные в период действия моратория, а также поданные до даты введения моратория, но не принятые к производству к дате введения моратория, подлежат возвращению.

2) Последствия для возникновения права на подачу заявления кредитора о банкротстве:

В период действия моратория обязательное для возбуждения дела о банкротстве уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом не подлежит размещению.

Уже включенное на дату начала действия моратория уведомление не предоставляет кредитору соответствующее право на подачу заявления о признании должника банкротом в течение срока действия моратория. Со дня начала действия моратория сведения, содержащиеся в таком уведомлении, утрачивают силу. Учитывая, в том числе, п. 2.1. ст. 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», делаем вывод, что публиковать уведомление подобным кредиторам придется заново после истечения срока действия моратория.

Предусмотрена также особенность возникновения права на обращение в арбитражный суд у уполномоченного органа по обязательным платежам после истечения срока действия моратория — не ранее чем через 15 календарных дней после истечения срока действия моратория.

3) Последствия для должников на срок действия моратория:

 — приостанавливаются обязанности должников по подаче заявлений о собственном банкротстве;

 — вводится ряд ограничений (предусмотренных в процедуре наблюдения):

а) не допускаются удовлетворение требований участника о выделе доли в имуществе, в связи с выходом из состава участников, выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли;

б) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов;

в) не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

г) не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между участниками должника;

д) не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей;

Примечание: законодатель не объясняет нам, что, в условиях моратория, считать текущими платежами, можем предположить, что финансовые санкции не начисляются по обязательствам, возникшим до введения моратория.

 — не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе, во внесудебном порядке;

 — приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом, не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом).

4) Последствия для дел о банкротстве, возбужденных в течение 3 месяцев после прекращения действия моратория:

 — расширяются периоды, предусмотренные для установления заинтересованности в отношениях с должником (абз. 2 п. 2 ст. 19 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), и периоды для оспаривания сделок (ст.ст. 61.2. и 61.3. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»); данные периоды исчисляются с даты введения моратория и включают в себя соответствующий период до введения моратория, период моратория, а также в течение одного года с момента прекращения действия моратория, но не позднее даты возбуждения дела о банкротстве;

 — состав и размер обязательств должника, возникших до даты введения моратория и заявленных после принятия заявления о признании должника банкротом, определяются на дату введения моратория;

 — размер обязательств должника в иностранной валюте, возникших до даты введения моратория, определяется в рублях по наименьшему значению курса, установленного ЦБ РФ на дату введения моратория либо на дату возбуждения дела о банкротстве;

 — признаются ничтожными сделки, совершенные в период действия моратория, по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей (кроме совершаемых в обычной хозяйственной деятельности, если цена имущества или размер принятых обязательств не превышает 1% стоимости активов должника за последний отчетный период на дату введения моратория);

 — если должник представит письменное согласие кредитора, выданное в период действия моратория, с условиями мирового соглашения, то при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения, кредитор считается проголосовавшим за заключение такого мирового соглашения;

 — решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, принявших участие в собрании кредиторов, и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, принявшие участие в собрании кредиторов (в том числе, прошедшем в форме заочного голосования).

5) Последствия для иных процедур банкротства (в том числе, процедур в отношении должников, не попавших в перечень, установленный Правительством РФ) в течение срока действия моратория:

По решению арбитражного управляющего собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников, бывших работников любого должника, проводятся в форме заочного голосования. Заочное голосование может проводиться независимо от числа участников.

3. Постановление Правительства Р Ф от 03.04.2020 г. № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников».

В соответствии с Постановлением Правительства Р Ф от 03.04.2020 г. № 428 в Российской Федерации на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении следующих должников:

1) организации, включенные:

 — в перечень системообразующих организаций, утверждаемый Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики;

 — в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Р Ф от 04.08.2004 г. № 1009;

 — в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Р Ф от 20.08.2009 г. № 1226-р.

2) организации и ИП, код основного вида деятельности которых в соответствии с ОКВЭД указан в списке отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки (перечень можно посмотреть здесь).

Примечание:

Осуществление организациями и ИП деятельности по соответствующему виду экономической деятельности определяется по коду основного вида деятельности, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 г.

Наиболее удобные сервисы по поиску конкретных лиц, на которых распространяется мораторий, представлены на сайте ФНС:

 — https://service.nalog.ru/covid/index.html (поиск по ИНН и ОГРН);

 — https://www.nalog.ru/rn77/taxation/bankruptcy/ (полный перечень в формате Excel).

4. Итоги или мрачное предсказание.

Итог данного анализа заключается в констатации достаточно простого факта — введение моратория на банкротство — еще один пример чрезвычайного нормотворчества, но уже на федеральном уровне. Общая мысль законодателя понятна — дать время пострадавшим отраслям для восстановления платежеспособности. Не совсем понятны, как обычно, механизмы реализации данной мысли.

Представителям пострадавших отраслей, я полагаю, не совсем понятно, как же восстановить платежеспособность, если у тебя столько наложенных ограничений, например, по сделкам, цена которых превышает 1% стоимости активов. То есть фактически законодатель для подобных лиц декларирует, что-либо ты идешь на осознанный риск нарушения запрета и восстанавливаешь платежеспособность, либо, если не получилось, ловишь все «шишки», связанные с нарушением запрета, фактически подписываясь под субсидиарной ответственностью, то есть до этого ты был «пострадавшим», а теперь — «нарушитель запрета».

Представителям пострадавших отраслей, которые все-таки исполняют обязательства и готовы работать дальше даже в существующих условиях, не совсем, наверное, понятно, чем они заслужили введенные ограничения, ведь они не планировали уходить в банкротство.

А кредиторам представителей пострадавших отраслей, полагаю, не совсем понятно, почему они должны кредитовать порой нежизнеспособный бизнес, превращая свое жизнеспособное состояние в предбанкротное, которое еще и не будет пользоваться аналогичной поддержкой.

Мы не говорим о том, что в моменте законодатель причиняет ущерб экономике данными изменениями, но механизмы реализации должны быть уточнены. Обычно у нас данными вопросами занимается судебная практика, которая, правда, на настоящий момент впала в анабиоз. В случае, если механизмы и их последствия не будут уточнены, мы рискуем получить ситуацию экономической комы, когда нежизнеспособный бизнес не может сам себя оживить, в том числе, из-за ограничений и запретов, при этом, кредитуется жизнеспособным бизнесом, который из-за этого сам постепенно погибает. И чем дольше царит неясность, тем глубже данная кома.

Материал подготовил партнер Алексей Насонов.

14 АПРЕЛЯ / 2020